Абсолютно любой трафик необходимо монетизировать.

Поиск по этому блогу

вторник, 1 февраля 2011 г.

Персонализированная выдача в Яндексе реальность?

Наверняка многие seo-специалисты еще в начале мая столкнулись с необъяснимой на первый взгляд проблемой: на разных компьютерах в пределах одного офиса по одному и тому же запросу сайт клиента мог находиться на различных позициях. Что это – браузерный кэш или шторм незакончившегося апдейта? Чистка cookies, как правило, не приносила видимых результатов, а АПометры показывали отсутствие каких-либо движений в выдаче. Ситуация осложнялась еще и тем, что клиенты получившие отчет по результатам продвижения или поддержки недоумевали почему заявленные в нем позиции сайта не соответствуют действительности, т.е. тем позициям, которые они видят на экране своего компьютера.
Дальнейший анализ ситуации позволил собрать и сопоставить факты, тем самым, получить общую картину. Итак, что мы имеем.
Во-первых, первые обсуждения на тему необъяснимых различий в выдаче датируются на форуме seo-сообщества http://forum.searchengines.ru/ 4-6 мая.
Во-вторых, было замечено, что при вводе поискового запроса с главной страницы www.yandex.ru в адресной строке результатов поиска добавляется новый параметр ex=v11. Как следствие, результаты поиска при вводе запроса с главной страницы и со страницы, например, расширенного поиска, отличались между собой. Буквально неделю назад параметр ex=v11 исчез из адресной строки. По мнению некоторых авторитетных seo-специалистов, ex=v11 статистический параметр, также как и msp, clid, from, yasoft и другие. Его цель – собирать статистические данные для внутреннего использования поисковой системой, оказывать влияния на выдачу он не может. Тем не менее, многие считали именно ex=v11 показателем причастным к формированию персонализированной выдачи.
В-третьих, Яндекс начал активно «кормить» браузеры своими куками (cookies). Для примера вот содержимое одного из них: 35046313.1272830457.1.1.utmcsr=yandex|utmccn=(organic)|utmcmd=organic|utmctr***
Но самое главное то, что, опираясь на куки, Яндекс стал формировать альтернативную выдачу (или как ее окрестили – экспериментальная выдача), которая коренным образом отличалась от выдачи «по умолчанию» для всех пользователей. Подобная ситуация описана в блоге пользователя chiffa 18 мая на ya.ru:


“С недавних пор яндекс стал сувать втихаря куки, а в частности fuid01, которая волшебным образом делает выдачу альтернативной или еще хрен знает какой. Причем на всех браузерах. Ловится не на всех запросах и компах.
 
Выдача по запросу "автостекла" нормальная, без куки (совпадает с xml):
1. autoglass-market.ru
2. avtosteclo.ru
3. stekloset.ru
4. Car-Glass.ru
5. ivanko.ru
6. GlassCar.ru
7. mobiscar.ru
8. steklostav.ru
9. Paritet-Doraglass.ru
10. autoglass.ru

Выдача после того, как Яндекс записал куки:
1. autoglass-market.ru
2. GlassCar.ru
3. mobiscar.ru
4. avtosteclo.ru
5. glass2000.ru
6. Car-Glass.ru
7. autosteklo.su
8. autoglass.ru
9. lobovik.ru
10.Paritet-Doraglass.ru

Как видим, различия в позициях ТОПовых сайтов весьма существенны, наверняка именно это является объяснением для веб-мастеров, которые отмечали резкое падение трафика на свои проекты наряду с ростом позиций после апдейтов.
Давно известно, что поведение пользователей учитывается поисковой системой «Яндекс» посредством многопараметных редиректных ссылок из результатов выдачи, отслеживаются возвраты в пределах сессии и поведение пользователя на сайте куда был осуществлен переход (в случае наличия на нем кода Яндекс.метрики). Огромный массив данных для анализа о поведении пользователей предоставляет компании «Яндекс» Яндекс.Бар – это, как говорят настоящая «находка» для шпиона компании, которую к тому же пользователь устанавливает по собственному желания.
Факт существования экспериментальной выдачи был подвержен Яндексом в блоге:
“… на сегодняшний день мы не гарантируем, что у двух разных пользователей, задавших один и тот же запрос с разных компьютеров, будет одинаковая выдача. Выдача может зависеть от многих параметров (наиболее известный пример здесь - это регион пользователя), и "попадание в эксперимент" - один из таких параметров.
Вместе с тем, вне зависимости ни от каких дополнительных параметров, мы всегда стремимся, чтобы выдача была хорошая. Некачественную выдачу по какому-либо запросу (не важно, эксперимент это или нет) мы считаем своей ошибкой и будем исправлять.”
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что на протяжении мая месяца Яндекс проводил эксперименты с персонализацией выдачи, подтверждениями тому является активная работа поисковика с cookies, введение дополнительных параметров в адресной строке и опубликованные комментарии в clubs.ya.ru. Однако, когда, а, главное, в каком виде в поисковой системе «Яндекс» появится персонализированная выдача неизвестно. Ведь, даже Google с многомиллиардными прибылями и огромными вычислительными мощностями не в состоянии реализовать персонализированную выдачу. Сложно себе представить какими же тогда мощностями должна обладать компания «Яндекс» для ее реализации.
Учитывая то, что в последнее время поисковая система «Яндекс» во всем следует большому брату Google, не исключено, что тестирование было первым этапом на пути к запуску аналогичного алгоритма учитывающего интересы каждого посетителя. Напомним, компания Google еще в конце 2009 года “совершила очередной переворот в системе поиска информации в интернете”, реализовав учет интересов всех посетителей за последние 180 дней. В процессе формирования индивидуальной выдачи для каждого пользователя за основу берется следующий принцип: чем чаще пользователь посещает определенный сайт, тем выше он должен быть в результатах поиска. Как этим можно воспользоваться в целях продвижения – да очень просто – создайте хороший сайт, завоюйте постоянных посетителей и уже через некоторое время позиции вашего сайта в персонализированной и общей выдаче будут неуклонно расти.
Можно предположить, что в будущем Яндекс в не зависимости от того, в какой форме появится персонализированный поиск, будет использовать тот же принцип – чем чаще пользователь посещает сайт, тем выше он в результатах поиска. С одной стороны – это будет даже на руку seo-оптимизаторам. Каждый второй клиент любит проверять позиции своего сайта вручную, переходя на него, соответственно следуя логике формирования персонализированной выдачи, в результатах поиска для клиента его сайт может быть чуть ли не в ТОП-1 по всем запросам.
Развеем мифы. В независимости от успешности тестирования, на сегодняшний день переход поисковой системы «Яндекс» к персонализированной выдаче (в классическом понимании) видится скорее как стратегическая цель, нежели как ближайшая перспектива. Существует еще множество вопросов, на которые стоит дать четкий и однозначный ответ: что может быть показателем качества сайта…
длительное нахождение пользователя на сайте? А если он открыл сайт и ушел на обед? Качественная навигация по сайту? А понятие «качественная» для пользователя и поискового робота идентичны?
Возврат пользователя на сайт? А если это ошибочный клик по закладке в браузере?